Валерий Сюткин. «Моя совесть перед девушками абсолютна чиста»

Было время — он зарабатывал, играя на танцах. При этом допускал, что всю жизнь будет числиться дворником и заниматься халтурами

Всем бы в пятьдесят лет выглядеть так молодо, как певец Валерий Сюткин! Заслуженный артист России сохранил стройность, поэтому любой костюм сидит на нем идеально. И — почти никаких морщин! Этот феномен Валерий объясняет просто — гармонией с самим собой.

У вас необычное красивое отчество — Миладович. Что знаете о своем генеалогическом древе?

Начну с себя. Я родился в 1958 году в Москве на пересечении Яузского и Покровского на улице Обуха. Именно на этом перекрестке стоит Военно-инженерная академия имени Куйбышева, которую оканчивал мой отец, а потом его там оставили преподавать. Но жизнь отца складывалась отнюдь не безоблачно. Он, специалист по военным подземным сооружениям, участвовал в строительстве Байконура со всеми вредными для здоровья последствиями. Строил подземные сооружения во Вьетнаме, куда был делегирован в жаркие годы Вьетнамской войны с американцами. Сегодня он ветеран, военный пенсионер. По отцовской линии вся моя родня из Перми, откуда папа и приехал в столицу. Фамилия Сюткины распространена на Урале и в Мордовии. Один из моих предков был приближен к знаменитому промышленнику и купцу Демидову, другой — нашел многокилограммовый слиток золота. Все мужчины из отцовского рода были юристами. Бабушка по отцовской линии, Зинаида Гордеевна, когда-то решила назвать моего отца красивым именем Милад. Это не аббревиатура, как Владлен или Изиль («Владимир Ленин», «исполняя заветы Ильича». — Прим. ред.). Видимо, она назвала его так за внешнюю миловидность. Потом, побывав в Сербии, я узнал, что там распространено мусульманское имя Милат. Но у отца на конце не «т», а «д».

Мамина девичья фамилия Бржезицкая. Моя бабушка Лидия Павловна родом из Одесской области. Деда по маминой линии я ни разу в жизни не видел, его звали Анджей Бржезицкий, он был польским евреем. Маму мою зовут Бронислава Андреевна. Так что моя кровь — гремучая польско-уральская смесь.

«Когда меня попросили во время кастинга для фильма «Стиляги» спеть и станцевать, я выдал «Стильный оранжевый галстук». Припомнив, как классно двигается Сюткин по сцене, повторил его манеры. Так мне досталась прекрасная роль. Сюткин — настоящий стиляга». Максим Матвеев, актер

Родители познакомились в танцевальном кружке, где преподавали танцоры из ансамбля Игоря Моисеева. Наверное, от них мне на генетическом уровне передалось умение двигаться на сцене. По мере служебного роста отца мы в нашем военном доме перемещались из одной квартиры в другую: сначала жили на этаже, где была коридорная система (рядом обитало еще 11 семей), потом переселились в квартиру с тремя соседями, потом — с одним, а когда отец дослужился до полковника, нам выделили отдельные апартаменты.

Что особенно запало в душу из детских воспоминаний?

Отлично помню атмосферу тех лет: настоящая, насыщенная событиями жизнь разворачивалась во дворе. Там дети с родителями играли в волейбол, там сидели бабушки, там пацаны гоняли мяч, там мужчины забивали козла. Это сейчас все прячутся по своим квартирам, дворы заставлены машинами, а тогда автомобилей было мало. Если мы задумывали играть в казаки-разбойники, нам было где развернуться. Родители у всех ребят пропадали на работе с утра до вечера, никаких нянь никому не нанимали. Иногда летом папа с мамой брали меня с собой на курорт, в Крым, чаще отправляли в пионерский лагерь. Мама работала младшим научным сотрудником в «почтовом ящике» — закрытом НИИ. Трудно объяснить, чем она там занималась, я у нее на работе ни разу не был. А в академию к папе захаживал. Папа болел за ЦСКА, а я — за «Спартак», что иной раз создавало в семье конфликты.

«Я В ПЛАНЕ СЕКСА ИЗ ПОЗДНИХ РЕБЯТ»

Что ж вы так отца расстраивали?

Я тогда посмотрел фильм «Спартак» с Керком Дугласом. Был впечатлен и батальными сценами, и легкой эротикой американского шедевра. За разрешенной в советское время эротикой мы ходили на фильмы «Бей первым, Фредди», «Красная мантия» (с Олегом Видовым), да и «Анжелики» вышли тогда на экран… Мы сбегали из школы в кинотеатр «Колизей», в здании которого находится сейчас театр «Современник», именно там я посмотрел «Операцию «Святой Януарий», итальянские комедии.

«Контрольные по математике мои друг писал под копирку — я только обводил потом решенные примеры»

Как вы учились?

Точные науки мне не давались, поэтому контрольные по математике мой друг, сидевший за моей спиной, всегда писал под копирку — я только обводил потом решенные примеры. Зато сочинения я писал с легкостью необыкновенной. Успевал за время урока выдавать два разных текста — за себя и за него. Так что с уроками у нас все было в порядке.

А с поведением?

По поведению, как правило, получал два. Однажды мы с ребятами смастерили бомбочку, прикрутили ее к перилам на лестнице и взорвали на переменке. Как на грех, по лестнице в тот момент спускалась завуч, взрыв прогремел ей в лицо, да еще и стекло из окна вылетело…

Когда и с чего началось ваше увлечение музыкой?

Как и многие будущие музыканты того времени, я услышал песни «Битлз». Их пластинку можно было купить только с рук, и стоила она целое состояние — 20 рублей, если учесть, что мама, к примеру, получала 120 рэ в месяц. Поэтому пластинки покупали вскладчину потом передавали эти сокровища из рук в руки. По выходным я несся к телевизору, чтобы не пропустить «Международную панораму». Эта передача начиналась с документальных кадров Бруклинского моста в Нью-Йорке, по которому под музыку «Битлз» скользила кинокамера. В «Панораме» клеймили проклятый капитализм, рассказывали, как плохо живется американским трудящимся, но я ничего, кроме музыки, не слышал. Дал себе слово, что научусь играть на гитаре и петь также замечательно, как эта ливерпульская четверка. Когда мама поняла, что мое увлечение — это всерьез и надолго, купила мне гитару. Простые стоили 15 рублей, но мама купила мне самую дорогую — за 70. В старших классах я уже вместе с ребятами организовал ансамбль, играл на танцах, получал за вечер целых 10 рублей. Мы осваивали репертуар любимых англоязычных групп. Покупали пластинку «Пинк Флойд», садились и со слуха русскими буквами записывали английские слова, чтобы потом исполнить песню на концерте. Мне казалось, что эти божественные звуки сочинили люди с Луны.

А длинные волосы отращивали?

А как же! Из-за этого меня несколько раз не пускали в школу. В знак протеста в девятом классе даже обрил голову наголо.

«Коктейль из белого сухого вина и вишневого ликера назывался бабоукладчик», бил девчонок влет»

Могу себе представить, каким успехом у девочек пользовался симпатичный музыкант, зажигавший на танцах! Наверное, и вы не оставались равнодушным?

Наши отношения с противоположным полом долгое время оставались пуританскими. И не потому, что мы были такими уж застенчивыми, просто повести девушку было некуда. Если у кого-то уезжали на дачу родители, это означало, что освободился «флэт», мы скоренько там собирались. Покупали белое сухое вино и пару бутылок вишневого ликера, этот убийственный коктейль назывался «бабоукладчик», бил девчонок влет. Я придумал наливать его в чайник и пить из пиал, потому что в самый ответственный момент, часов в 12 ночи, мог раздаться скрежет ключа в замке. Родители неожиданно возвращались с дачи и, видя, что дети пьют чай, успокаивались. Дети в это время с трудом держали лицо.

Про выпивку понятно. Но как все-таки обстояло дело с девушками? В кого были влюблены?

Моя влюбленность была связана с рок-н-роллом. Девушка, которая мне нравилась, была сестрой нашего бас-гитариста. Отношения между нами оставались платоническими. Когда я пошел служить в армию, она устроила свою личную жизнь, в которой мы больше не пересекались. Я в плане секса из поздних ребят, мы жили в других социальных условиях. Сейчас нет ранних браков, юноши и девушки предпочитают пожить вместе и присмотреться друг к другу, прежде чем оформлять серьезные отношения. А люди моего поколения успели жениться по два-три раза. Несерьезных отношений не могло быть по причине отсутствия условий — гостиниц, съемных квартир. Сегодня есть возможность не торопиться. Правда, раньше в любовных отношениях было больше достоинства. В женщинах было больше глубины, загадки, а в мужчинах — рыцарства…

РОК-Н-РОЛЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вы отправились после школы в армию, потому что не поступили в институт?

Нет, я вообще не поступал, не понимал, куда мне идти. Не собирался протирать штаны в НИИ за нищенскую зарплату и заниматься научной карьерой. Певческая тоже не светила, потому что мне нравилось играть на танцах англоязычный репертуар никакого отношения к профессиональной эстраде это не имело, там надо было петь о партии, комсомоле. Родители не отдали меня в музыкальную школу, а на профессиональной эстраде везде требовалось специальное музыкальное образование. Без него не брали на работу. Я зарабатывал, играя на танцах, и допускал, что всю жизнь буду чиститься дворником и заниматься халтурами. Потом ребята из группы «Телефон» сделали предложение о сотрудничестве. Я сказал, что у меня нет музыкального образования. «Поможем, — успокоили они. — Окончите музучилище заочно». Так и сделали.

Это правда, что вы успели поработать поваром и проводником международных поездов?

А что в этом такого?! Почему в Голливуде будущие звезды работают официантами? Нет других возможностей, пока ты не сделал карьеру, не выбился в люди. Я выбирал профессии по принципу, чтобы был относительно свободный график. Если мне требовалось такого-то числа играть на танцах, я бросал клич проводникам: кто вместо меня едет в Прагу? Или оформлял отпуск за свой счет, а зарабатывал музыкой.

До армии я работал учеником повара в ресторане «Украина». Там требовалось пройти по всем цехам и освоить все профессии. Я пришел в цех, производивший колбасу хорошо это дело освоил, и начальник цеха меня уже никуда не отпустил. Трудился я до двух часов дня, делал 300 кг колбасы и уходил домой. Меня это устраивало, я не собирался быть поваром всю жизнь. Скоротал год до армии, да и сыт был всегда. С тех пор не люблю готовить.

А о профессии проводника международных сообщений вообще узнал случайно. За границу тогда не очень выпускали. А тут, оказалось, достаточно окончить трехмесячные курсы, если у тебя есть аттестат о среднем образовании, чтобы начать работать. Но туда должны были направить. И я пошел работать грузчиком на Белорусский вокзал. У меня там был блат. Мне сказали: сначала поездишь до Бреста, а потом мы тебя рекомендуем уже на маршруты в Польшу, ГДР, будешь возить свои гитары. В советское время проводник, пересекая границу, получал $ 20 суточных, на них покупался двухкассетный магнитофон, его несли в комиссионку и зарабатывали таким образом 1000 рублей. Проводники тащили из Чехословакии дефицитные шторы, и все приезжали на работу на «Жигулях». Я проработал полтора года: там надо было заниматься фарцовкой, а я ее не любил. Возил только для себя — гитары, струны, зарабатывал по-прежнему на танцах. Просто я обожал музыку, и это бессребреничество мне сторицей вернулось.

Какие неудобства переносил молодой артист Сюткин, когда стал заниматься музыкой профессионально?

Мы (группа «Телефон») много мотались по стране, возили за собой тонны аппаратуры и, конечно, сами ее разгружали, устанавливали. А потом принимали душ и… У нас это называлось: ну а теперь переоденемся в артистов. В Кировской области, помню, работал в залах, где печка стояла на сцене. Потом наш коллектив поставили в гастрольную сетку, мы стали ездить в Сочи, Грозный, Владикавказ. Залы были полными везде — по телевизору тогда не показывали ничего интересного, все ходили на концерты. Потом я перешел в ансамбль «Зодчие», пел вместе с Юрием Лозой, нас начали показывать по ТВ. Два года отработал в группе Боярского, это был самый звездный его период. Оттуда ушел в «Браво», получив предложение от Хавтана.

Молодые мужчины на гастролях… Неужели и тогда у девушек-поклонниц не было шанса обратить на себя ваше внимание?

Конечно был! В годы, когда я вел рок-н-ролльный образ жизни, пел в «Зодчих» и немного в «Браво», у нас работали администраторы Макс и Леша, которые отвечали за женский пол. Они как-то умели сделать так, что самые красивые и интересные… собеседницы попадали к нам на ужин. Я не знаю, что такое платить за любовь, потому что романтические, рок-н-ролльные отношения, которые у меня возникали с поклонницами, были организованы этими монстрами. Кроме того, я успел дважды жениться, но не скажу, что относился к этому серьезно, — поэтому и разводился быстро. Нам все время было весело. Мы ездили по городам, играли в футбол, вызывали на поединок какие-то цирки, встречались с коллегами, друзьями из «Секрета», «Машины времени». И если рядом с нами оказывались прелестницы, это выглядело естественно. Моя совесть перед девушками абсолютно чиста. Все было хорошо до определенного времени:, а потом как отрубило. Молодым артистам я говорю: «Не дай вам Бог, проснувшись в одной постели с незнакомкой, выяснить, какая пропасть вас разделяет. Держите дистанцию».

«Хавтан очень сильно заревновал, перестал со мной разговаривать как с творческим соратником»

Тяжело было уходить из «Браво»?

Решение далось непросто. Когда с нами работал директором Женя Фридлянд, он во многом цементировал наши с Хавтаном — руководителем группы — отношения. Впервые рассказываю об этом публично. Женя Хавтан однажды перестал ездить на гастроли, занимался делами в Москве, вместо себя ставил блистательного гитариста Балашова, который предложил мне что-нибудь посочинять. Я писал в «Браво» тексты песен, долгое время не сочинял музыку и согласился забавы ради. У нас получился проект. Я сам принес и показал эти песни Хавтану: «Мы тут с Балашовым пару песен нарулили, не для «Браво», а для себя, в сторону». И Хавтан очень сильно заревновал, перестал со мной разговаривать как с творческим соратником. Мы вошли в сложную стадию. Я предлагал: «Женя, если есть напряг, давай разберемся». — «Нет-нет, все нормально». Но я чувствовал, что работаю в другой группе. «Дорогу в облаках» мы делали как соперники, я предложил один текст, он привлек к его написанию других людей. Потом Хавтан и Фридлянд рассорились из-за какой-то статьи, и Фридлянд ушел работать к Меладзе. Я поговорил с Хавтаном: «Удовольствия от работы не получаю, отныне буду заниматься своим сольным проектом». Предложил разделить репертуар: «Эти песни наши общие дети. Я буду петь песен семь». В эти семь не вошла «Дорога в облаках». Хотя зрители на концертах просили ее спеть, я дал слово этого не делать…

Когда покидаешь коллектив на пике популярности, тебе не нужно ничего пробивать, количество моих выступлений не уменьшилось. Сейчас у меня неплохие отношения с «Браво» — когда они приглашают с ними выступить, не отказываюсь.

«Виола-младшая так про нас говорит: «Папа шутливый, а мама красивая и принципиальная»

Вы неоднократно рассказывали, как в «Браво» пришла работать юная костюмерша по имени Виола, впоследствии завоевавшая ваше сердце. А что в той девушке было особенного, что вы решили на ней жениться?

Достоинство. Виола была очень гордая, на шею ко мне не вешалась, пришлось за ней поухаживать. Она еще была умна не по годам и безумно красива. Я не умею и не люблю врать, не представляю, как люди живут на два фронта. Для меня либо ни с кем, в свободном полете, либо с одной. Лично мне в своих глазах хотелось быть порядочным человеком. Так мы и поженились.

ЕСТЬ ЧТО ВСПОМНИТЬ

Как вас приняли родители Виолы?

Тестя я ни разу в жизни не видел, Виола меня не знакомила. А ее мама Томочка переехала из Риги в Москву и живет здесь рядом с дочерью и внучкой. Сначала у Виолы-маленькой были няни, а класса с третьего бабушка взяла всю сложную работу на себя.

Какова ваша роль в процессе воспитания дочки?

Строгость по отношению к Виоле младшей проявляет жена, я только кайфую, получаю удовольствие от общения с дочкой. Сам ребенок охарактеризовал нас так: папа шутливый, а мама красивая и принципиальная.

На музыку и вокал дочь отвел я. Не то чтобы я вижу в ней, 12-летней, задатки для шоу-бизнеса, просто затем, чтобы ей было интересно жить. Дочь написала книжку, создает какие-то клипы на компьютере, ставит спектакли с младшими классами, сочиняет эссе. Все ее таланты лежат в сфере искусства — театр, музыка, кино, поэтому я стараюсь дать ей широкое образование, а она уже сама определит, какое занятие станет главным…

У меня есть и двое взрослых детей — дочь, сын. Самостоятельные, состоявшиеся люди. Ими я так плотно не занимался, но учебу оплачивал. Старшая дочь Лена окончила экономический факультет и сама прошла все собеседования в американской табачной фирме, где является сегодня топ-менеджером. Сын Макс окончил географический факультет МГУ, работает в туристическом бизнесе. Дедушкой меня пока не сделали, хотя дочь живет в гражданском браке. Я сам рекомендовал ей не нырять в это дело, пока не встретит такого человека, за которого пойдет в огонь и воду.

Вы довольны тем, как сложилась жизнь?

Я достиг самого главного: занимался любимым делом, получал от этого массу удовольствий, мне есть что вспомнить.

Чего бы сами себе пожелали?

Чтобы улыбалась удача, чтобы Бог дал интересную и, по возможности, продолжительную жизнь. Чтобы в ней случались моменты, когда хотелось бы сказать: как здорово жить на этой земле!

ВАЛЕРИЙ СЮТКИН

«Популярность — вещь неоднозначная, это когда тебя знает масса людей, которых ты сам знать не хочешь… А успех — он всегда приходит к тому, кто выбрал себе дело на всю жизнь и преданно ему служит»

Родился 22 марта 1958 года в Москве Работал в группах «Телефон», «Фэн-о-мен», «Зодчие», «Браво» В1995 году создал группу «Сюткин и К°», с которой выступает до сих пор Автор нескольких десятков шлягеров Заслуженный артист РФ (2008) Принимал участие в популярном телепроекте «Звезды на льду» (2006) Женат; трое детей — две дочери и сын

Марина Порк, ИМЕНА май 2009


Мой блог находят по следующим фразам

Похожие записи

Ваш отзыв

Комментариев нет отзыва(ов)

Ваш отзыв


[ Ctrl + Enter ]