АМАЯК АКОПЯН. Вся моя жизнь — бесконечны фокус!

АМАЯК АКОПЯН. Вся моя жизнь — бесконечны фокус!

Иллюзиониста Амаяка Акопяна обожают и дети, и взрослые. Стоит ему где-нибудь появиться, как сразу же, словно по волшебству, буквально из ничего начинают рождаться чудеса

Как только не называют иллюзиониста Амаяка Акопяна — кудесник, чародей, маг, волшебник, фокусник. Но сам он предпочитает говорить, что артист. Мы встретились с Амаяком в небольшой квартире в районе Останкино. Здесь располагается святая святых — мастерская артиста. Вокруг волшебные предметы реквизита: поролоновые мячики, красочные цветы, шары, яркие стаканчики, расписные трости и невероятное количество игральных карт. У Акопяна больше тысячи колод. А еще потомственный иллюзионист коллекционирует жилетки. Их у него около 130 штук разных фасонов и расцветок. Когда Амаяка спрашивают: «Зачем так много?» — он отвечает: «Чтобы было во что плакаться». Шутит, конечно. Просто он больше всего любит эту деталь одежды, к тому же жилетки вне моды.

ФОКУС ПЕРВЫЙ. РОЖДЕНИЕ

Амаяк, о вашем рождении рассказывают какую-то анекдотическую историю…

Да-да! Многие воспринимают ее как легенду. Эта история действительно вошла в антологию анекдотов. Я вам ее расскажу. Отец мечтал о сыне. Я появился на свет вечером, в 22.20, а уже в 23.00 папа примчался в роддом на Пироговке с цветами, коньяком и конфетами. Он расцеловал жену Лялечку (так он звал маму) и подарили ей кольцо с бриллиантом. А потом главврач Исаак Зильберман решил показать счастливому отцу наследника. Он распеленал меня, умиленно приговаривая: «Вы посмотрите только, Арутюн Амаякович, какой очаровательный малыш с голубыми глазками!» Тут он замер от удивления, посколько в этот момент раскрыл мой кулачек и в ладошке обнаружил свое обручальное кольцо! И, ошеломленный, произнес: «Теперья на все сто процентов уверен, что это ваш сын!»

Правда, слишком невероятная история…

Согласен, однако, как и у всякого фокуса, у нее есть разгадка — предыстория! А дело было так. Когда папа влетел в приемную, там стояли медсестры, ассистировавшие врачу. И вдруг одна из них говорит: «Ой, я забыла вернуть кольцо профессору!» Во время работы Исаак Моисеевич всегда его снимал. Папа не растерялся и сказал: «Позвольте мне вернуть его волшебным образом». А дальше уже было дело техники.

Выходит, с самого начала ваша судьба была предопределена?

Думаю, да. Когда родился, первое время спал не в кроватке, а в папиной волшебной коробке с зеркальным эффектом. Вместо погремушек меня развлекали кубиками, игральными картами, и перед глазами постоянно «амаячили» разные волшебные аксессуары. Впрочем, я не сразу стал наследником отцовского ремесла.

ФОКУС ВТОРОЙ. ПРЕВРАЩЕНИЕ

У Амаяка было несколько сценариев жизненного пути. В шестом классе он поступил в Суриковскую художественную школу. Правда, бросил ее — так его потрясла смерть любимого учителя, художника Владимира Серова. Однако Амаяк и по сей день рисует карикатуры. Успел поучиться Акопян и в эстрадно-цирковой студии, но после падения и травмы позвоночника ушел в ГИТИС.

На протяжении многих лет иллюзионист мечтает создать в Москве что-то вроде американского Диснейленда. Амаяк, по его словам, обивал пороги и власть имущих, и представителей частного бизнеса, буквально вымаливая деньги на создание уникального Театра чудес, аналога которому в мире нет. «Первый спектакль, который бы хотел поставить, — «Волшебник изумрудного города», затем — «Хотта-быч» и «Калиостро», — говорит артист. Увы, его мечта пока не нашла поддержки. Но Акопян не теряет надежду.

Амаяк, окончив ГИТИС, вы работали режиссером?

По образованию я актер-режиссер музыкального театра. Ставил на эстраде шоу-программы. Снимался в кино. Сейчас в моей фильмографии 35 фильмов. Работал на телевидении в программах «Утренняя почта», «Будильник», «Спокойной ночи, малыши». Папа никогда не требовал от меня быть продолжателем его волшебного дела. Он почему-то был уверен, что я сам приду на эстраду, когда созрею. Так и получилось. Это произошло в 1980 году.

«Папа никогда не требовал от меня быть продолжателем его волшебного дела…»

Значит, быть фокусником вам больше по душе?

Знаете, мне не нравится термин «фокусник». Фокусники у нас олигархи. Я по сравнению с ними, вернее с их фокусами, просто младенец. Считаю себя артистом, а иллюзионист — это моя специализация. А вообще я просто рассказываю зрителям красивую сказку. Считаю своей задачей возвести сценический обман в ранг уважаемых профессий.

В жизни есть место для чудес?

И вы сомневаетесь? Я облетел этот «воздушный шар» по имени земля несколько десятков раз, гастролировал в 65 странах. Представляете, сколько всего повидал?! Поверьте, чудес намного больше, чем семь. А разве рождение человека не чудо? Я тоже инструмент в руках Господа Бога, который наделил меня определенным даром. По сравнению с Божьими чудесами то, что делаю я, — имитация, фокус. Даже невозможно представить, какое количество людей мне пришлось обмануть в этой жизни. Но это не злостный обман, но и не настоящее чудо. Просто моя работа и огромное желание показать людям волшебство. Ведь в большинстве своем люди скептики и прагматики. Если в детстве они верят в некую магию, то с возрастам перестают. Я хочу убедить в обратном. Есть чудеса и будут, надо только в них верить.

СОСТОЯЛСЯ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ

Послужной список артиста весьма внушительный. Только в его фильмографии 35 картин.

Свою карьеру в кино Амаяк начал в 1977 году. Его первая картина называлась «Взлет» (о Циолковском). Первоначально он играл фокусников, но затем перешел на характерные роли. Кем он только не был по сценарию — и вором, и грузинским князем, и террористом, и цыганом, и экстрасенсом. Но работ, которыми гордится артист, несколько: «Бедная Маша», «Фантазии на тему любви», «Воры в законе» и «Захочу — полюблю».

В фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» Акопян сыграл конферансье Жоржа Бенгальского. Актер с нетерпением ждет выхода на экраны этого фильма. Все те, с кем ему довелось работать в этой картине, вызывают у иллюзиониста восторг. И он с большим удовольствием ждет встречи с ними.

На телевидение Амаяк Арутюнович пришел в 1978 году. Весь свой артистический талант он дарил детям. Вел передачи «Будильник», «Праздник каждый день» и был сказочным волшебником Рахат Лукумом с 1996 по 2001 год в программе «Спокойной ночи, малыши!».

А с вами случались мистические истории?

Мистические вещи так или иначе проходят лейтмотивом через всю нашу жизнь. Надо более внимательно взирать на то, что вокруг вас находится. И тогда вы наверняка найдете те знаки, которые развешивает судьба, постепенно научитесь читать их. Юношей я не всегда трепетно относился к таким маячкам. Был в моей жизни загадочный случай. Как-то работал я в Ереване в манипуляции — ходил по залу, снимал со зрителей часы, вытаскивал портмоне и даже «освобождал» от подтяжек, которые потом оказывались снова на теле «пострадавших». Как правило, после концерта за кулисы много народа приходит поздравить или за автографами. Тут администратор сообщает, что ко мне прорывается какой-то пацан, мол, у него важное дело. Пропустили. Входит мальчонка в спортивной одежде и говорит: «Дядя Амаяк, можно, покажу вам фокус?» Отвечаю: «Мальчик, я устал, только быстро». Он достает монетку — рубль с изображением Ленина и герба СССР. Показывает с двух сторон, подкидывает вверх. Монета, сделав несколько изящных пируэтов, опускается в его ладошку. «Орел или решка?» — спрашивает. «Решка». — «Угадали». «А в чем фокус-то?» — устало спрашиваю я. Он подбросил монету раз десять, и каждый раз выпадала «решка». «Ну ладно, пацан, ты мне-то не заливай и лапшу не вешай, — грубо заметил я, — я эту шутку знаю, ей уже сто лет. Монета с двумя «решками». Он снова показывает монету, дает пощупать. Все снова повторилось. Еще раз пятнадцать выпадала «решка». Малыш улыбнулся саркастически, вложил в мою ладонь этот рубль и растворился, оставив меня пребывать в шоке. Я долго не мог прийти в себя. Это был «сладкий поцелуй» иуды, жар которого чувствую по сей день. Я так до сих пор и не понял, кто приходил ко мне — ангел-хранитель или херувим-оперативник. Этот фокус я конечно же потом разгадал. Но благодаря этой мистической истории впоследствии придумал еще два десятка фокусов на эту тему. А рубль до сих пор храню как талисман.

«Надо более внимательно взирать на то, что вокруг вас. И наверняка найдете знаки судьбы»

ФОКУС ТРЕТИЙ. ШУЛЕР

Амаяк, у вас особые отношения с картами, вы ими манипулируете с легкостью. Говорят, даже когда-то были карточным шулером?

Никогда! Действительно, до ГИТИСа я с удовольствием играл в карты с компанией единомышленников, которых научил маленьким премудростям. Карты меня завораживали с детства. Я с шести лет держу их в руках, как говорят профессионалы, «держу уверенно колоду за талию». Но шулером никогда не был. Это ведь особое мироощущение, взгляд на жизнь. В 17 лет я дал обет в карты больше не играть, даже в дурачка. И слово держу.

Но шулеры и наперсточники наверняка проявляли к вам интерес?

Это точно. А в особенности после выхода фильма «Воры в законе». В картине я показываю фокус с наперстками. И даже потом, когда операторы в монтажной отсматривали кадры, не понимали, как жемчужина перемещается из одного стакана в другой. После этого фильма весь цвет криминального мира приходил ко мне за консультацией, куда бы я ни приехал с гастролями.

Неужели консультировали?

Ну что вы! Всех желающих поучиться мастерству красть и обманывать (а приходили люди, имеющие за плечами не один год отсидки) я вежливо просил оставить мое общество со словами: «Большое искусство всегда тайна, большой мастер не продается».

«Умение показывать фокусы не раз спасало меня в трудных, казалось бы безвыходных, ситуациях»

Наверное, поступали и предложения поработать вместе?

Были и такие. Приходилось все время как-то отшучиваться. Я говорил: «Сами посудите, кто в здравом уме сядет с Амаяком Акопяном играть в карты? Для начала мне нужно поменять внешность и сделать пластическую операцию!» А из трубки радостно заверяли: «Сделаем, уважаемый, какие проблемы!» Вообще умение показывать фокусы не раз спасало меня в трудных, казалось бы безвыходных ситуациях. Только с одной колодой карт я могу показать не менее 500(!) фокусов. Однажды в поезде на спор почти двое суток демонстрировал их.

А загипнотизировать человека можете?

Я владею гипнозом, как и всякий человек. Есть люди гипнабельные (подверженные внушению) и негипнабельные. Чем больше аудитория, тем больше вероятности выудить из нее «жертву» гипнотизера. А когда один на один, то сложнее что-то внушить. Но я никогда не пользовался этим даром в корыстных целях, так же как и мой папа. Однажды в Одессе его к гостинице подвозил таксист. На счетчике было несколько рублей. А отец протянул четыре купюры по 25 рублей. «Это вам от меня чаевые», — говорит. Тот обрадовался. Тут же спрятал все в карман, услужливо схватил чемодан и понес в холл. Хотел уже было уйти, а папа ему и говорит: «А вы деньги-то проверьте!» Тот достает из кармана «состояние», а вместо сотки у него в руках типичная «кукла» — нарезанная бумага. «Ну вы меня и загипнотизировали», — оторопело сказал он.

ФОКУС ЧЕТВЕРТЫЙ. ЛЮБОВЬ

Амаяк не раз рассказывал, что он родился на Трубной площади, 20. До революции там функционировал дом терпимости, который держал предприниматель Ечкин. И во время войны мама Акопяна вместе с бабушкой жила в этом 2-этажном доме, где когда-то круглосуточно царил Эрос. Может быть, поэтому вокруг иллюзиониста всегда крутилось много поклонниц. Амаяк был официально женат и имел несколько гражданских браков.

Амаяк, простите, что вторгаюсь в личное, в вашей жизни есть близкий человек?

Увы, я в очередной раз холост. Сейчас живу с мамой, потому что она уже в возрасте и неважно себя чувствует. Все свободное время уделяю ей, как и мой брат. Мой сын Филипп живет в Америке. Ему 27 лет. К сожалению, у него нет интереса к жанру иллюзии и манипуляции. Филипп — отличный инженер-электронщик. Собирается защищать докторскую. И занимается бальными танцами. Видимо, в маму, балерину, пошел. Выходит, продолжать мое нелегкое магическое дело некому. Да и одного желания мало, надо иметь необходимые данные. Показывать фокусы может каждый, а нужно еще быть артистом.

Но, наверное, у вас очень много друзей?

К сожалению, у меня много знакомых. Друзей нет. Очень близкие мне с детства люди, институтские истинные друзья уже ушли из жизни. Многие товарищи, которых считал друзьями, как-то растворились сами собой. Я давал им большие деньги взаймы, но долг так никто и не возвращал. Кроме того, зачастую многие путают понятия друг и собутыльник. Круг знакомых, с кем можно повеселиться и выпить, широкий. Но я уже 5 лет не притрагиваюсь к спиртному. И я не интересен в такой дружбе: скушен, брюзглив. Поэтому я веду такой замкнутый, очень келейный образ жизни. Предательство и разочарования всегда были и есть, а мне, как артисту, надо сохранять энергию.

«От страха я едва не терял сознание. Было ощущение, что лежишь, заживо погребенный в гробу…»

Как-то грустно получается…

Это естественное состояние многих творческих людей, которые, как правило, всегда одиноки. Одно дело — быть востребованным, другое — быть любимым. Достичь второго гораздо сложнее. Любовь — это счастье, а счастье — это награда, которую заслуживает не каждый в этой жизни. Наверное, имея счастье общественное, я не смог достичь личного счастья.

ФОКУС ПЯТЫЙ. ИГРА СО СМЕРТЬЮ

Несмотря на то что Амаяк с волшебством на «ты», он жутко суеверный человек. Верит и в приметы, и в магию чисел. Говорит, что хоть с темными силами и не общается, но знает, на что они способны!

Амаяк, в марте выходит фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Вы там играете конферансье Жоржа Бенгальского. Чем запомнились съемки?

Я чуть не погиб! Помните, по сюжету Бегемот отрывает голову. И наши гримеры должны были сделать бутафорские головы мне и «Мише Берлиозу». На меня наложили много гипса, забыв вставить в уши тампоны и смазать ноздри, усы и брови вазелином. Обычно гипс накладывают на лицо, а мне сделали целый «гипсовый скафандр», который должны были снять. В этот день привезли бельгийский гипс. Он схватывался намертво. Все происходило в августе. И по какой-то причине выключили горячую воду. Гипс замешали холодной, наложили, а дальше — как в лучших фильмах Хичкока: стали стучать, а он не отходит… «Шлем» крушили, ломали, крошили, пилили всей киностудией — безрезультатно. «Черепушку» разбили, а с лица и ушей маску не могли снять. От страха я едва не терял сознание. Было ощущение, что ты лежишь, заживо погребенный в гробу, воздуха не хватает, жуть… Очнулся, когда уже мне раскрошили часть «лица». Ни одному режиссеру не удавалось без потерь снять «Мастера и Маргариту». Я еще легко отделался. У нас во время съемок погиб второй режиссер. Потом умер молодой оператор. А на моих глазах в гримерке у Валентина Гафта сам воспламенился плащ. Вот и не верь после этого в мистику!

АМАЯК АКОПЯН

«Многие воспринимают меня как шутника и балагура. А мне даже предлагали сыграть драматическую роль — Николая Гоголя. Его мистическая личность интересовала меня со студенческих лет».

Родился 1 декабря 1956 года в Москве Окончил ГИТИС в 1978 году по специальности «актер-режиссер» Лауреат 5 международных премий, обладатель специального приза за пластику и хореографию Показывал свои шоу-программы на лучших мировых площадках «Лидо», «Ла Скала». Ему предлагают роли в различных сериалах, но он отказывается — не интересно Заслуженный артист России

Рамазан Рамазанов, Константин Филипов, ИМЕНА февраль 2011

Мой блог находят по следующим фразам

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>